ДИЗАЙН — современное искусство художественного конструирования
— начал стремительно развиваться в Японии после второй мировой войны.
Техницистский ХХ в. создал множество новых вещей, которым надо было найти
адекватную внешнюю форму. И оказалось, что именно принципы традиционного
японского искусства — свободная композиция, асимметрия, целесообразность —
соответствуют новым требованиям наилучшим образом. О японском стиле в дизайне интерьера размещена замечательная статья на сайте. А вобщем, японская эстетика никогда
не делила предметы на «художественные» и «нехудожественные»: любая вещь, которую
видит рядом с собой человек, должна быть одновременно практичной и красивой.
Красота, естественно вырастающая из целесообразности, стала основой
общемирового взгляда на современный дизайн.Закономерно, что Япония стала одним из мировых лидеров в этой
сфере. Множество художников работает в промышленности, причем не только в
фарфоровой или текстильной, но и в машиностроении, других наукоемких отраслях.
Со всего мира сюда едут изучать архитектуру, керамику и декоративно-прикладное
искусство. Но несмотря на постоянный обмен идеями и универсальность современной
промышленной техники, японский дизайн сохраняет свои уникальные особенности. Он
обязан ими классическому искусству своей страны. Восхищение искусством прошлого
не становится архаизацией, игрой в старину, даже в ультрасовременной вещи
неизменно ощущается как основа, как многовековая культурная традиция. Произведение японского дизайна — это микрокосм. Все его формы
должны быть обдуманными и точными, красота — завершенной. Но даже идеальные
формы мало что значат, если под ними скрывается пустота. Предмет становится
целым миром, если он символичен, если в нем выражено существо времени и
природы. Поэтому форма, цвет и украшение предмета могут содержать в себе
исторический или литературный смысл. Выразительные контрасты предельно
обобщенных форм черного, белого и красного цветов в эмблемах универмагов, фирм
и общественных организаций заставляют вспомнить о лапидарной эстетике
самурайских гербов, но исторические аллюзии при этом никогда не становятся
навязчивыми. В высшей степени функциональная жилая и офисная мебель не знает ни
орнаментов, ни украшений, но выглядит удобной, «человечной» и по-настоящему
классической благодаря смягчению углов и граней и спокойной гармонии пропорций.
Самым главным источником вдохновения по-прежнему остается
природа. Предпочтение отдается тому направлению дизайна, в котором человеческое
сознание проявляется через образы природы. Символы четырех времен года —
весенние цветы сакуры, спасающие от летней жары прохладные воды, красные листья
клена под осенней луной, снег на ветвях сосны и стеблях бамбука — сохраняют
прежнее обаяние. Они повторяются в авторской керамике, в декоративных тканях,
даже в форме сладостей. Умение выразить большое в малом проявляется здесь в
полной мере. Зашифрованная метафора будит воображение, наполняет неодушевленный
предмет дыханием жизни. Неизменной остается и любовь к традиционным материалам, к их
природной красоте: открытой фактуре дерева, плетеному бамбуку (из которого
делают и вазы для цветов, и посуду, и украшения), керамике, лаку. Большие
чистые плоскости лакированного дерева или однотонного пластика делают
современную мебель наследницей стиля старинных столиков и сундучков. Это,
конечно, не значит, что японские дизайнеры избегают новейших материалов, напротив:
они быстро, талантливо и охотно осваивают их. Но и в новомодном пластике или
металле им удается найти природное начало, даже если речь идет о предметах
быта. Разработчики кухонных приборов не скрывают холодноватого блеска
хромированного металла, но «уютные», слегка вздутые формы, как в старом
толстостенном фаянсе, кажутся по-настоящему домашними. Это еще одна отличительная черта японского дизайна —
одушевленность вещи. Современные предметы и приборы не противопоставляются
человеку, не создают вокруг него враждебной среды. Они в полной мере являются
его «созданиями». Даже продукция самых высоких технологий не должна нести на
себе отпечатка равнодушной и обезличенной машинерии. Во многом этому
способствует народное искусство, выросшее из старинных кустарных промыслов.
Постиндустриальная Япония сумела и оценить его, и сохранить. Сегодня это
действенный фактор ее художественной жизни. И в то же время японский дизайн в
полной мере является продуктом нашей эпохи. Он основывается на самых передовых
технологиях и немедленно осваивает вновь возникающие сферы. Его роль в обществе
и производстве двояка: дизайн создает «лицо» для информационных систем и
производственных агрегатов и пользуется тем и другим для решения своих задач.
Он помог ввести компьютеры в наш быт и сам во многом стал результатом
компьютерной технологии. Проблемы современной городской культуры также требуют своего
решения. Японские дизайнеры очень дорожат свободным местом, воздухом и объемом,
ведь в условиях перенаселенных мегаполисов нет большей ценности, чем жизненное
пространство. Они умеют достичь наилучшего сочетания трех элементов: удобства
пользования вещью, ее психологической комфортности и экономии пространства.
Таковы гарнитуры, части которых можно сочетать (вариантов множество), и ни один
сантиметр жилья не пропадет даром. Ни одной лишней детали, все под рукой, все
формы и линии выверенны и в то же время свободны и естественны — таковы
автомашины, которые внутри кажутся больше, чем снаружи, и самим своим внешним
видом утверждают идею надежности, безопасности и строгой функциональности.
Японский автомобильный дизайн, начавшись с принципиальной ориентации на
отсутствие всякого дизайна, незаметно совершил переворот в наших умах. То, что
когда-то казалось «техногенным обмылком», в конечном счете сформировало идею
автомобиля наших дней. Можно сказать, что современной бытовой и электронной техникой,
машинами и оборудованием, интерьерами жилых домов и офисов, а также
многим-многим другим мир обязан дизайну Японии. Ведь именно он создал те образы
всех этих предметов, которые в нашем сознании уже неотделимы от них. Громадные
авто времен нефтяного бума и пышная вычурная мебель могут казаться роскошными,
но большинство из нас — не персидские шейхи, а обычные горожане конца ХХ в. —
живет в окружении удобных и умных вещей, рожденных практичным гением японского
дизайна.
|