Вы вошли как Кто-то | Группа "Гости" | RSS

   de-Deniska

Главная  Мой профиль Выход

Понедельник, 29.04.2024, 22:21
Главная » Статьи » вырезки из умных книг

Балконы и перила
Тесная связь балконов с отверстиями в стенах заставляет рассматривать балконы непосредственно после окон и дверей. Прежде всего необходимо „отметить, что в греческой и римской архитектуре балконы не встречаются. При рассмотрении обработки окон и дверей в архитектуре Возрождения мы упомянули о том, что в окнах часто устраивались балконы; затем мы указывали на устройство балконов над входными дверями, но, помимо этих примеров, балконы устраивались и самостоятельно, утверждаясь не на колоннах портала, а на специально для них устроенных кронштейнах. В зависимости от длины балкона, число кронштейнов было два или четыре. Иногда балкон располагался на углу здания, огибая его с двух сторон.

В период раннего итальянского Возрождения мы встречаем балконы, протянутые непрерывно во всю длину фасада. О таком балконе мы упоминали при рассмотрении венчающих карнизов. Это карниз дворца Питти во Флоренции (рис. 1). Его следует рассматривать, как совершенно исключительный пример, не типичный ни для карниза, ни для балкона. Типичный же балкон имеет непременно три составные части: 1) кронштейны, 2) площадку и 3) перила. Рассмотрим сначала один типичный пример в целом, а затем по отдельности каждую составную часть. Рис. 2 представляет балкон в фасаде и разрезе. Кронштейны располагаются над простенками, но ни в каком случае не над проемами (окна, двери), и должны своим видом и формой производить впечатление вполне надежной прочности и устойчивости. Они заделаны глубоко в стену и поддерживают лежащую на них площадку. Последняя имеет достаточную толщину, чтобы удержать находящихся на ней людей, и обработана снаружи тягой, имеющей профиль междуэтажного карниза или пояса. Снизу эта площадка видна, поэтому нижняя плоскость ее отделывалась филенками, но одна деталь является чрезвычайно важной и никогда не должна быть забыта – это слезник. Без слезника дождевая вода будет затекать на нижнюю плоскость площадки и подвергать ее существенной порче. Верхняя поверхность площадки, ее пол (или настил) делается немного ниже пола помещения, чтобы во время сильного дождя вода с нее не могла проникнуть внутрь через щели двери.

По краям площадки устраиваются перила, обычно в виде балюстрад между каменными столбиками, называемыми тумбочками. Так как между тумбочками протянуты сплошь их верхние и нижние части, то легко может получиться внизу замкнутый ящик, в котором будет застаиваться вода. Этого надо тщательно избегать и делать щели в нижних частях перил или отверстия.

 

 

Карниз с балконом дворца Питти во Флоренции

Рис. 1. Карниз с балконом дворца Питти во Флоренции

Рассмотрим формы кронштейнов. Хотя она довольно разнообразны, но, по существу, сводятся к нескольким основным типам, сравнительно мало различающимся между собой. Мы хорошо знаем форму коринфского модульона, поддерживающего свес карнизной плиты. В сущности, это уже и есть кронштейн. Для поддержания балкона эту форму надо только увеличить. Неотъемлемой частью кронштейна служит плита – абак, непосредственно поддерживающий снизу площадку. Под ним расположена массивная криволинейная часть с двумя завитками, из которых один, ближайший к стене, закручивается внутрь, а внешний, меньший, закручен наружу. Такой кронштей вытянут в горизонтальном направлении больше, чем в вертикальном. Такой же кронштейн можно повернуть на 90°, но при этом непременно придется переместить абак непосредственно под площадку балкона. Третья форма кронштейна получится, если его размеры одинаковы и в горизонтальном и в вертикальном направлениях, завитки закручиваются произвольно в ту или другую сторону (но непременно в разные), а абак повторяется два раза, как бы переламываясь под прямым углом. Это позволяет, ставить кронштейн в любом направлении. Так как последняя форма кронштейна обыкновенно делается небольших размеров, то для поддержания большого свеса можно сделать составной кронштейн. Получается, таким образом, еще новый вид кронштейна. В угол между стеной и площадкой вставлен камень квадратной формы, украшенный филенками и орнаментом; этот камень снизу поддерживается кронштейном, а к наружной грани его примыкает другой кронштейн, поддерживающий свес площадки до конца. Обработка кронштейна обычно довольно богата и тонка.

Третья составная часть балкона – перила. Рассмотрение этой формы отодвинуто к концу главы потому, что перила применяются не только на балконах, но и в других местах здания и в разнообразных сооружениях каждый раз, когда нужно сделать преграду, не допускающую прохода, или защиту, предохраняющую от падения с высоты. Перила устанавливаются по краям террас, возвышающихся одна над другой, по бокам мостов и переходов, в парапетах, над карнизами, на лестницах и лестничных площадках. Во всех подобных случаях перила могут быть сделаны из камня, из дерева или из металла.

 

Фасад и разрез балкона

Рис. 2. Фасад и разрез балкона

 

Римские мраморные перила

Рис. 3. Римские мраморные перила

Решетки, отлитые из бронзы, впоследствии из чугуна, а также сделанные из кованого железа, получили большое распространение для устройства перил, но мы ограничиваемся рассмотрением каменных перил, в частности балюстрад.

В античной архитектуре надобность в перилах возникала часто, изображение их встречается на рисунках вазовой живописи, но реальных памятников в Греции не сохранилось. Можно предполагать, что перила делались из дерева. Высота перил (около 80 см) сообразуется с ростом человека и дает возможность облокотиться на них. Форма римских мраморных перил (рис. 3) явно указывает на первоначальную деревянную конструкцию. Но особого развития достигли формы перил в виде балюстрад в архитектуре периода Возрождения. Бесконечное разнообразие балюстрад трудно поддается какой-нибудь классификации, но все же можно до некоторой степени проследить изменение форм балясин в различные периоды итальянского Ренессанса.

Возвращаемся к балюстраде, о которой уже не раз приходилось говорить: это балюстрада, протянутая по всем карнизам дворца Питти во Флоренции (рис. 1). Архитектор Брунеллеско расположил по самому свесу карниза ряд столбиков с небольшим профилем наверху, протянутым горизонтально над всеми промежутками между столбиками. В этих промежутках профиль поддерживается небольшими каменными колонками, похожими на ионические, с базами, капителями и даже с каннелюрами.

 

Балкон дворца Вендрамин в Венеции. Ломбардо

Рис. 4. Балкон дворца Вендрамин в Венеции. Ломбардо

Колонки эти (мы будем их называть балясинами) расположены довольно часто с таким расчетом, что между столбиками помещаются четыре целых (круглых) колонки, а при самых столбиках – половинки их. Таким способом образуется пять пролетов.

Пример балясин, имеющих форму колонок, встречается и в других зданиях периода раннего Возрождения, например в Венеции во дворце Вендрамин Калерджи (рис. 4). Здесь архитектор Пьетро Ломбарде стремился дать более богатую обработку балкону, поэтому украсил тумбочки тонким орнаментом, а между ними расставил, по примеру Брунеллеско, колонки, но еще более богатой формы, коринфского образца. К этим тумбочкам также примыкают полуколонки, а балясины расставлены еще ближе, чем во дворце Питти, и имеют более вытянутые пропорции.

В Вероне архитектор Фра Джокондо поставил балюстраду в арках нижней галереи дворца дель Консилио. Балюстрада в каждом пролете получилась довольно длинная, поэтому он перебил ее посредине тумбочкой. По бокам тумбочки поместилось по 6 балясин, образовавших семь промежутков. Здесь балясинам тоже придана форма колонок коринфского ордера.

В большинстве лучших памятников высокого Ренессанса встречаются симметричные балясины. Они очень характерны как для ранней эпохи Возрождения, так и для начала Высокого периода.

Перила устраивались не только снаружи балконов, но и внутри зданий, где иногда тоже делались балконы, а чаще всего – в церковных постройках на хорах. Здесь перила делались и из дерева, балясины можно было вытачивать на токарном станке, придавая деревянным балясинам меньшую толщину. Вероятно, такое устройство повлияло и на каменные формы, так как в последующем периоде – Высоком Ренессансе – появляются довольно тонкие и стройные балясины, отступающие от подражания форме колонны. Конечно, форма колонн в этом случае логически не оправдывалась, поэтому пришлось изобрести какую-то другую форму. Новая форма симметрична. Небольшой толщины балясина имеет посредине перехват, как будто впивающийся в круглое, мягкое, но упругое, тело, которое рядом с перехватом выпячивается двумя выпуклостями, постепенно сходящими на нет вверху и внизу, где снова появляются расширения, служащие базой и капителью балясины. Создается интересный силуэт, очерчивающий и тело балясины и сквозное отверстие промежутка.

Форма балясины очень трудна, и трудность усугубляется необходимостью согласования с рисунком балясин рисунка промежутка между ними. Чем тоньше балясины, тем чаще они располагаются. Прекрасным примером может служить балюстрада, нарисованная архитектором Баччо Пинтелли в римской церкви Мариа дель Пололо (рис. 6) в XV веке; в Темпьетто Браманте балясины расположены слишком редко. Быть может, лучшим образцом следует признать балюстрады в Сикстинской капелле в Риме. Здесь перила балкона разработаны в форме антаблемента, тумбочки – в виде коринфских пилястров, а балясины очерчены профилем, более выразительным, чем в предыдущих примерах; наконец, промежутки между балясинами как будто нарочно рассчитаны так, что площадь вырезов приблизительно равна площади, очерченной силуэтом балясины. Может быть, в этом именно и состоит секрет хороших пропорций балюстрад.

Балясины третьего типа мы называем кувшинообразными. Они выработались в эпоху Высокого Ренессанса и сохранились до последнего времени. Круглая точеная балясина скомпонована так чтобы возможно дальше отойти от формы колонны. Сверху она увенчана капителью, занимающей довольно много места, хотя по форме очень простой; снизу тоже довольно много места занимает база. Архитектор не скупится на высоту плинта, располагает над ним два вала со скоцией между ними и таким образом получает совсем небольшие размеры для стержня.

 

Балюстрады церкви Санта Мариа дель Пополо в Риме

Рис. 5. Балюстрады церкви Санта Мариа дель Пополо в Риме. Пинтелли

 

Балюстрады

Рис. 6. Балюстрады

 

Балясины с квадратными частями

Рис. 7. Балясины с квадратными частями

 

Такой стержень ни в какой мере не похож на ствол колонны, чем часть задачи уже разрешена, остается только придать ему вид, окончательно отличающийся от колонны. Для этого стержню в нижней части придается выпуклость, заметно утоняющаяся кверху. В приведенных примерах капители балясин сделаны без шейки; добавление шейки придает им большую грациозность, а введение в плавную линию изгиба профиля балясины прямых элементов вносит еще некоторое разнообразие в ее силуэт.

Сочинить рисунок хорошей балясины очень нелегко; это одна из труднейших архитектурных форм. Приходится выискивать линии, которые дадут балясину не слишком, тонкую и не коренастую, не сделают ее слишком припухлой внизу или слишком тонкой наверху. Мало того, приходится стараться выискивать красивое очертание силуэта балясины, но в одинаковой мере надо стремиться получить красивый силуэт и пустот вырезов. Балюстрады играют важную художественную роль в архитектуре. Вырисовываясь на фоне неба (парапет), на фоне зелени или синего моря (пристани, террасы), освещенные ярким солнцем, балюстрады вносят большое оживление в архитектуру зданий и целых ансамблей, открывая еще новые возможности получения художественных эффектов.

 

Балюстрада перекошенной формы

Рис. 8. Балюстрада перекошенной формы

На тумбах и тумбочках балюстрад ставятся вазы, бюсты, статуи и целые группы, обелиски, треножники, фонари и канделябры; балюстрады украшают фонтаны и каскады, эстрады и киоски, ограды, мосты и лестницы.

Ясно, что стоит обратить внимание на эту архитектурную форму, изучить ее разновидности, а главное, вникнуть в самый принцип ее построения и расположения в архитектурных композициях. Примеры на рис. 6.

В случае устройства балюстрады на лестницах приходится располагать балясины по одной на каждой ступени. Это значит, что расстояние между осями балясин уже заранее установлено, поэтому надо стараться, чтобы между формой и размерами балясин, с одной стороны, и расстоянием между ними – с другой, было соблюдено известное равновесие. Здесь часто оказывается, что балясины располагаются слишком широко, поэтому приходится прилагать все старания к увеличению их толщины. Это легко достигается изменением поперечного сечения: вместо круглой балясину делают квадратной. Квадратная балясина, или хотя бы с квадратной средней частью, кажется толще и массивнее, чем круглая (рис. 7).

Наконец, в формы балясин, поддерживающих наклонные перила, вносится еще одно новшество, довольно смелое. Все линии, расчленяющие балясину на отдельные элементы профилей, делаются не горизонтальными, а наклонными, параллельно уклону перил. Против ожидания такие балясины не кажутся перекошенными, вернее, этот перекос не производит впечатления чего-то неестественного или уродливого (рис. 8).

Категория: вырезки из умных книг | Добавил: de-Deniska (06.05.2010)
Просмотров: 3072 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024