Президент России Дмитрий Медведев еще в первой половине
февраля поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку разобраться с постоянно растущими
тарифами ЖКХ. Причиной резких действий властей стали многочисленные сообщения из
регионов, во многих из которых стоимость «коммуналки» выросла на десятки и даже
сотни процентов. Это притом что государство намеревалось повысить их не более
чем на 25%. Беспричинный рост тарифов на услуги ЖКХ, которое
сами власти называют «черной дырой бюджета», вполне может привести к серьезным
акциям протеста – так считают многие из опрошенных ВЗГЛЯДом аналитиков,
подчеркивающих, что непрекращающийся рост стоимости коммунальных услуг не
оправдан ничем, кроме как жадностью самих чиновников.
Вице-премьер Дмитрий Козак провел молниеносную проверку и доложил президенту
России, что из 15 тыс. муниципальных образований, тарифы в которых регулируются
с уровня субъекта Федерации, «нарушения законодательства и превышения полномочий
органами муниципального самоуправления допущены в 147 муниципалитетах, а в 1046
муниципальных образованиях решения были приняты формально в пределах полномочий,
но повышение тарифов было существенным, в некоторых случаях до 300%».
Дмитрий Козак назвал такую причину роста: «В прошлые годы эти муниципалитеты
не проводили работу по повышению эффективности деятельности предприятий ЖКХ, не
принимали решений о постепенной ликвидации перекрестного субсидирования, о
переведении льгот из натуральных в денежную форму, и в итоге одномоментно с 1
января этого года они пошли на такое резкое повышение. В частности, путем
увеличения нормативов потребления коммунальных услуг».
«Фактически это означает, что муниципалитеты не очень-то обращали внимание
все прошлые годы на призывы федеральной власти реформировать ЖКХ, отдав
предпочтение элементарному жульничеству с ними, – говорит ВЗГЛЯДу директор
консалтингового «Бюро информационной поддержки инвестиций» Виктор Щербаков. –
Схема действий проста, как апельсин: между поставщиком услуг и потребителем
образовывается дополнительная структура, якобы оказывающая какие-то «специальные
услуги» по «коммуналке» населению. А на самом деле она не делает вообще ничего,
а зачастую не имеет даже офиса. Опять-таки, в 99% случаев эти «конторки»
принадлежат близким к муниципальным властям людям или даже записаны на их
родственников. Проверкам они, таким образом, не подвержены. А деньги льются
рекой».
Напомним, что Федеральная служба по тарифам (ФСТ) до 2006 года устанавливала
лишь предельные уровни тарифов на газ, электричество и тепло. Последние три года
ФСТ ежегодно устанавливала для регионов предельные уровни тарифов на
коммунальные услуги, а региональным властям было вменено в обязанность
расписывать лимиты для муниципалитетов. Однако то, что считалось в Москве мерой
против роста, обернулось прямо противоположными последствиями.
С января 2010 года федеральные власти решили передать муниципалитетам права
на определение тарифов, установив, правда, на федеральном уровне «потолок» на
уровне 25-процентного роста в год.
«На деле получилось, как в пословице: «пустили козла в огород», – говорит
газете ВЗГЛЯД управляющий партнер коммунальной службы инспекции одной их
префектур в Москве Николай Елагин. – Получив эти права, муниципалитеты тут же
«вздернули» цены на коммуналку на сотни процентов в регионах и на 10–25% – в
Москве, причем столичные даже похвалили сами себя за то, что повысили «всего» на
четверть, тогда как собирались почти на 50%».
В отдельных муниципалитетах рост коммунальных платежей составил до 300%,
сообщает газета «Коммерсант». «Это, что называется, двойной грех, потому что
таким образом прямо перекладываются все потери в сетях, неэффективность работы
предприятий ЖКХ, поставщиков услуг непосредственно на потребителя», – говорит
вице-премьер Дмитрий Козак. Из его разъяснений президенту Дмитрию Медведеву
следовало, что эти муниципалитеты не приложили никаких усилий к борьбе с
издержками в ЖКХ. «А какой смысл муниципалитетам вообще что-то делать, когда почти 90% всего
коммунального хозяйства страны находится в самой последней точки выработки
своего ресурса, – считает независимый эксперт рынка Олег Гончаров. – В местных
бюджетах нет средств на глобальную модернизацию, как нет их и в федеральном
бюджете. Если на то, чтобы кардинально сломить ситуацию, банально нет денег, то
остается одно – воровать».
Дмитрий Козак заверил президента России, что в результате действий
правительства во всех муниципалитетах тарифы пересмотрены и возвращены в пределы
максимум 25%.
Глава государства в ответ потребовал гарантий, что пострадавшие граждане с 1
апреля получат другие счета, ибо в противном случае «это будет худшей
дискредитацией работы, которую ведет правительство». «Нерадивых» Дмитрий
Медведев потребовал увольнять и привлекать к ответственности.
Напомним, что газета ВЗГЛЯД еще год назад сообщала о ряде случаев завышения
тарифов в отдельных районах Москвы. Тогда столичная мэрия обещала переплату
вернуть. Однако, по информации ВЗГЛЯДа, ни один из оплативших чьи-то «Мерседесы»
и дачи обратно денег не получил.
В понедельник прокурор управления Генпрокуратуры РФ по Дальневосточному
федеральному округу Раиса Нудман сообщила СМИ, что «превышение установленных
предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги
допущено органами тарифного регулирования в Якутии, Приморском и Хабаровском
краях, Амурской и Магаданской областях». Из-за обмана и подтасовок в некоторых
местах рост стоимости коммунальных услуг составил порядка 50%.
Прокурор отметила в интервью РИА «Новости», что для устранения выявленных в
округе нарушений в этой сфере прокуроры внесли с начала года 15 представлений,
принесли 89 протестов, объявили три предостережения и направили в суды семь
заявлений. Со своей стороны представители Минрегиона сообщили в понедельник, что
ведомство собирается «ограничить ежегодный рост тарифов на коммунальные услуги
30%, потому что более резкий скачек цен плохо отражается на психике населения».
Максимальную величину повышения тарифов министерство собирается включить в
разрабатываемые им в рамках комплексной программы реформирования и модернизации
ЖКХ критерии региональных проектов. В конце весны – начале лета Минрегион
планирует внести эти критерии на рассмотрение правительства РФ.
Как сообщила директор департамента ЖКХ министерства Ирина Булгакова, критерии
разрабатываются для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ. В них входит
программа проекта ЖКХ, план софинансирования, рассчитанный совокупный платеж
конечного потребителя и критерии доступности.
«Частные инвестиции в ЖКХ при сохранении тех же принципов и системы
окупаемости могут случиться только под угрозой расстрела, – считает Виктор
Щербаков. – Вкладываться в то, что принесет прибыль через не один десяток лет, –
это утопия для любого бизнесмена. Единственный вариант – это госинвестиции. Нет
их – надо искать. В конце концов, и в XXI веке перекладывать все проблемы на
граждан – это означает много большие риски, чем просто расходы больших денег на
настоящую реформу ЖКХ».
«Следует признать, что на реформу ЖКХ надо потратить много денег и повысить
тем самым качество услуг, - считает Олег Гончаров. - Государство должно жестко
контролировать эту сферу, от роста числа тарифов которой для очень многих
граждан зависит их завтрашний день. Стабильность в этой жизненноважной сфере во
многом будет определять успех реформ в экономике в целом».
|