Проект музея Заха Хадид.
Долгострой от Захи Хадид наконец-то завершен: здание музея
современного искусства MAXXI достроено. Для Италии это, безусловно, событие
года, если не века, так как работа над проектом началась еще в конце прошлого
столетия, а именно - в 1998 году.
И дело не только в том, что авангардный проект музея реализован в самой
консервативной с точки зрения архитектуры столице Европы. Хотя это исключительно
важно: несмотря на несметные исторические архитектурные богатства, Рим все же
пытается стать городом, где у архитектуры есть не только прошлое, но и
будущее. Не менее важно, что современное искусство, которому посвящена
экспозиция, это не только живопись, скульптура, мультимедиа и прочие инсталляции
наряду с перфомансами. Современная архитектура станет одним из двух равнозначных
направлений деятельности музея. Так что в некотором смысле Хадид построила дом
для себя и коллег по профессии. Конечно же, он стоит поодаль от памятников,
зато играет роль архитектурной доминанты - не за счет высоты, а за счет общего
масштаба и характерного для Захи формообразования, построенного на контрасте
геометрических и "дигитальных” объемов. Новое и, возможно, лучшее
произведение Хадид выдержано в почти ахроматической гамме - как
снаружи, так и изнутри. Стереотип музейного освещения, по понятным причинам
преимущественно искусственного, разрушен: дневной свет используется по
максимуму. Функционально такой прием снивелирован развитой системой жалюзи и
экранов, смонтированных на крыше и стенах. Впрочем, в данном случае довольно
сложно определить, где кончается стена и начинается потолок или пол.
Кто именно из архитекторов станет экспонентом музея, пока загадка: двери
посетителям он откроет в 2010 году. Однако известно, что сюда перекочуют архивы
мэтров - Карло Скарпа и Альдо Росси.
|