Рынок недвижимости в Москве постепенно начинает приходить в себя после
кризиса, и первый показатель относительного "здоровья" - это крепкие нервы, то
есть услуги связи для бизнес-центров. Группа "Комстар-ОТС" выдвигается в лидеры
на сверхконкурентном московском рынке телекоммуникационных услуг для
корпоративных клиентов: за два года компания, несмотря на кризис, вдвое
увеличила охват объектов коммерческой недвижимости.
Корпоративный рынок связи – золотое дно. Поэтому он давно был практически
поделен между мелкими и средними операторами, зачастую связанными с владельцами
зданий. Но последние несколько лет на рынке наблюдается обратный процесс.
Крупные операторы медленно, но верно вытесняют небольших, вступая при этом в
конкурентную борьбу друг с другом. Причина этого очевидна – весь набор
телекоммуникационных услуг от одного поставщика обойдется дешевле, чем
приобретение нескольких услуг отдельно. К тому же дефицит офисной недвижимости
"неожиданно" сменился ее избытком (в Москве в разных бизнес-центрах пустует
25-50% площадей). Это значит, что вынуждать арендаторов подключаться к одному
"родному" оператору связи – фактически оставить свой бизнес-центр полупустым. В
результате одним из основных трендов в сегменте коммерческой недвижимости в 2009
году стало то, что понятие "эксклюзивного" оператора связи начало уходить в
прошлое. Владельцы бизнес-центов допустили в свои хоромы конкурентов, и трафик
"эксклюзивных" операторов снизился за 2009 год примерно на 20%, по данным ряда
операторов.
Вместе с тем выявились и новые лидеры. Ведущий столичный оператор Группа
"Комстар-ОТС" имеет возможность предоставить свои клиентам весь спектр услуг –
местную и междугороднюю связь, интернет, выделенные линии, виртуальные сети,
Wi-Fi и WiMAX, причем по собственным каналам, то есть дешевле, чем у
конкурентов. Вместе с МГТС, своей дочерней компанией, "Комстар-ОТС" владеет
развитой современной "магистральной" инфраструктурой связи в Москве. Доля
компании на московском рынке корпоративной связи в 2009 году оценивается в 18%,
а к 2011 году "Комстар" планирует вырасти до 19%. За год доля рынка компании
увеличилась вроде бы немного – всего на 1%, но в Москве один процент – величина
весьма весомая.
Если в целом на корпоративном рынке конкуренты уступают свои позиции
"Комстару" медленно и неохотно, то в сегменте коммерческой недвижимости оператор
стремительно приближается к лидерству. Доля рынка "Комстар-ОТС" на рынке
коммерческой недвижимости Москвы, по собственным оценкам, в 2008 году составляла
38%, в 2009 году – 47,6%, прогноз на 2010 год – 58,6%.
Огромное преимущество "Комстару" дает наличие в составе группы МГТС, чья сеть
покрывает почти всю столицу. В суматохе переездов в более дешевые офисы
терпевших финансовые трудности в конце 2008 – 2009 годах компаний "Комстар" мог
гарантированно перенести телефонные номера клиентов в любой новый офис в
пределах МКАД.
По мнению участников рынка, в ближайшие годы развернется увлекательная
конкурентная борьба в новой сфере интеграции стационарной и мобильной связи
между "Вымпелкомом", поглотившим оператора фиксированной связи "Голден Телеком",
и "Комстаром", который сейчас разворачивает ряд проектов в рамках синергии с
МТС. Потребители от этого, естественно, только выиграют. "Комстар" уже сейчас
объявляет о разработке услуги конвергентной фиксированно-мобильной связи FMC. В
пакетных предложениях оператора, которые могут включать и мобильную связь,
стоимость услуг будет обходиться дешевле.
Главное конкурентное преимущество "Комстара" на будущее – наличие мощных
финансовых ресурсов. Консолидированная выручка группы составила в 2009 году
более 46,9 млрд рублей, увеличившись за год на 15%, а свободный денежный поток
вырос в рублях аж на 82%. Инвестиции компания планирует вернуть на докризисный
уровень – около 20% от выручки. Так что поле для маневров у компании огромное.
Дело за малым – успешно распорядиться имеющимися ресурсами.