До финансового кризиса дефицит офисных площадей
вынуждал арендаторов мириться с завышенными ценами на телекоммуникационные
услуги из-за наценок посредников, но сейчас, когда большинство компаний
вынуждены экономить, а в бизнес-центрах пустуют до половины площадей, стоимость
телефонной связи и Интернета — один из существенных факторов, влияющих на выбор
арендаторов.
Одна из ведущих компаний на московском рынке
телекоммуникационных услуг — "КОМСТАР-ОТС". Волоконно-оптические кабели компании
доведены до 2600 объектов. А сеть МГТС, входящая в группу "КОМСТАР", имеется
практически в каждом московском здании. Компания может предоставить клиенту
услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонии, а также
передачи данных, широкополосного доступа в Интернет и организации корпоративных
виртуальных частных сетей VPN (Virtual Private Network) на базе защищенного
IP-транспорта. Очевидно, что мелкие компании, имеющие сеть только внутри здания
или даже квартала, для оказания такого же спектра услуг вынуждены арендовать
каналы связи у собственников крупных сетей.
Переломным для рынка стал 2009 год, когда мелкие
операторы уступили половину рынка нескольким крупных игрокам. По предварительным
данным iKS-Consulting, в 2009 году 53% рынка местной телефонной связи в
корпоративном сегменте в Москве и области поделили всего три компании: "Комстар
ОТС" — 29%, "ВымпелКом" — 15%, "Центр-телеком" — 9%. На остальные 250 операторов
приходится 47% данного сегмента рынка.
Схожая картина наблюдается при анализе суммарного
рынка услуг корпоративной связи, включая широполосный доступ в Интернет. Здесь
доля мелких операторов сократилась до 40%, а лидерами стали "Комстар",
"ВымпелКом" и "Комкор".
Еще более заметна поляризация рынка в сегменте
телекоммуникационных услуг для объектов коммерческой недвижимости. Здесь доля
"Комстара", по оценке самой компании, составила в 2009 году — 47,6% (6,8 млн кв.
м), прогноз на 2010 год — 58,6% (9,9 млн кв. м). Трафик от нишевых операторов,
которых обслуживал "Комстар", снизился за 2009 год на 20%, и это фактически
подтверждает тезис о том, что объем бизнеса таких операторов постепенно
уменьшается.
Несмотря на экономический кризис, число площадей
именно коммерческой недвижимости продолжает расти. К концу нынешнего года общая
площадь коммерческих объектов увеличится до 16,9 млн кв. м по сравнению с 14,4
млн. кв. м. на конец 2009 года. Владельцы новых бизнес-центров сразу же
заключают договора с ведущими игроками рынка, не пытаясь, как это было несколько
лет назад, создать собственного карманного оператора. По данным "КОМСТАР-ОТС", в
2009 году количество юридических лиц, которые стали новыми корпоративными
клиентами компании, выросло на 10% по сравнению с 2008 годом. Близкие
показатели, считают эксперты, могут объявить по итогам года и другие столичные
лидеры телекоммуникационных услуг.