Новый архитектурный комплекс в самом центре старого Мюнхена обошелся в
99 миллионов евро! Хозяева этой градостроительной новинки, то есть
руководители Египетского музея (Das Staatliche Museum Ägyptischer Kunst)
и Высшей школы кино и телевидения (Hochschule für Film und Fernsehen),
довольно потирают руки и начинают потихоньку готовиться к новоселью.
Музей откроется в 2013 году. Вуз переедет этим летом. А Мюнхен уже
сейчас получил новую архитектурную достопримечательность.
"Гроб Белоснежки"
"Особенность проекта в его расположении прямо в центре Ареала
искусств Мюнхена, где все пропитано духом Лео фон Кленце, - рассказывает
автор проектов музея и вуза, кельнский архитектор Петер Бём (Peter
Böhm). - Этот дух размаха и масштабности мы попытались выразить
современными средствами. И пришли к простоте".
Bildunterschrift: Новая архитектурная достопримечательность Мюнхена
Лео фон Кленце (Leo von Klenze), знаменитый зодчий 19-го века,
сделавший Мюнхен центром классицизма, спроектировал так же здание Нового
Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Именно он сделал эскизы знаменитых
атлантов, которые "держат небо на каменных руках". Кленце, вероятно,
оценил бы "гроб Белоснежки" в Мюнхене, как уже называют новый
архитектурный комплекс. Русский аналог этого "гроба Белоснежки" -
"хрустальный гроб" из пушкинской "Сказки о мертвой царевне". Еще бы -
невесомая, стеклянная конструкция вуза стоит на десятиметровой бетонной
почти глухой стене. "Бетон нужен, чтобы студенты-кинематографисты и
телевизионщики могли под защитой толстых стен заниматься своим делом, не
отвлекаясь на шум улицы", - говорит архитектор.
Наверху студенты, внизу саркофаги
Однако по-настоящему инновационным стало здание Египетского музея,
большая часть корпуса которого располагается под лужайкой перед зданием
вуза. Египетский музей и вуз являются двумя независимыми зданиями,
соединенными общей системой коммуникаций. Таким образом, пока наверху
студенты на лужайке готовятся к лекциям, под ними посетители музея будут
разглядывать саркофаги. Почему музей подземный? Для аутентичности: так
посетитель может лучше погрузиться в атмосферу раскопок. Чтобы войти в музей, надо по широкой и плавной "парадной" лестнице
спуститься на глубину четырех метров и подойти к мощной глухой стене, в
которой не сразу увидишь узкую маленькую дверь. Это "отсыл" к
древнеегипетской храмовой архитектуре.
Египетские сувениры
"Как только я получил заказ, сразу же поехал в Египет и очень много
времени провел в древних храмах, смотрел, размышлял, делал зарисовки, -
говорит Петер Бём. - Я не перенял и не скопировал ни один элемент стиля,
но атмосфера храмов очень сильно на меня повлияла, я многому научился".
Система переходов из одного помещения в другое, залы разных
пропорций, необычные перспективы, открывающиеся из залов, внутренний
дворик, позволяющий освещать "подземелье" естественным светом, -
архитектор привез из Египта много "сюрпризов", как он их называет.
Главное тут - сочетание монументальности и легкости, почти невесомости.
Даже без экспонатов (их еще не расставили) музей уже сам по себе
является своеобразной иллюстрацией к истории Древнего Египта.
Мюнхенское собрание древнеегипетских древностей по своему значению
входит в первую тройку египетских коллекций Германии. Ранее оно
вынуждено было ютиться в тесных залах. Кое-что и вовсе не выставлялось. А
ведь баварские короли, князья и герцоги собирали египетские древности
более 500 лет.
Директор музея Сильвиа Шоске (Sylvia Schoske) собирается отказаться от
традиционного разделения коллекции и залов по эпохам. Экспонаты будут
распределены по тематическим группам: "Государство", "Мистика",
"Религия", "Письменность". Кстати, в конце экспозиции ждет коллекция
саркофагов, осмотрев которые, посетитель поднимется наверх, в "мир
живых", то есть на лужайку к студентам-киношникам.
|