Жильцы этого венского дома недовольны - а вам бы понравились бесконечные
толпы желающих проникнуть во все мельчайшие щели туристов? Удивительно, но этот
фантастический объект является обычным многоквартирным зданием, населенным
обычными людьми. Дом Хундертвассера (нем. Hundertwasserhaus) был построен в Вене
по проекту австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера в
1983—1986 годах. Публикуем видео-сюжет для тех, кому не довелось еще увидеть
этот полет творческой мысли вживую, а также рассказ об авторе.
Фридрих Штовассер (Friedrich Stowasser), в будущем Фриденсрайх Хундертвассер
(Friedensreich Hundertwasser) родился 15 декабря 1928 года в Вене. Свой
псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии,
которая похожа на славянское слово (Сто — Hundert).
Придуманное им для себя имя — переделка его первого имени Фридрих (в переводе на
современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый
миром).
Хундервассер известен во всем мире как архитектор и живописец, создатель оригинальных зданий в
«естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле. Прямые линии и углы
Хундертвассер считал причиной упадка, из-за которого человек никогда не
достигнет гармонии. Дома с упорядоченными линиями фасадов он уподоблял
концлагерю, считая, что каждое окно индивидуально и имеет право на свою
жизнь.
Его Идеальный Дом - это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает
трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом,
где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда
приходят пощипать бараны.
Досье Дома Хундертвассера
Идея здания - Фриденсрайх Хундертвассер
Архитектор - Питер Пеликан
Период строительства - с 18 августа 1983 по 15 октября 1985 года
Жилая площадь - 3 784 м2 (около 19 м2 на человека)
Количество квартир - 52
Количество жильцов - около 200 человек
Размер квартир - от 30 до 150 м2
Дополнительные помещения - зимний сад, две детские игровые комнаты, 16
частных и три общественных террасы, пять магазинов
Количество посаженных на территории деревьев - 250
Выше: Дом в Бад-Зодене. Проект Фридриха Хундертвассера.
"Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде”,
- говорил великий мастер.
Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от
этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или
как-то иначе изменить стену вокруг него. Как и Гауди, Хундертвассер широко
использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до
этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или
голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в
стенах ниши для деревьев. Хундервассер считал, что предоставить деревьям и траве
место в доме и на нём — хоть какая-то компенсация за урон, который
индустриальное общество наносит природе.
Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его почему,
вы носите разные носки? Он всегда отвечал: А почему, собственно, вы носите
одинаковые?!
Графика Хундертвассера многоцветна, геометрична. На первый взгляд может
показаться, что она абстрактна, но это не так: за каждой картиной стоит
объяснение, целая концепция.
Дом Хундертвассера на Левенгассе
Эта жилая постройка в стиле сказок братьев Гримм, расположенная в 3-м округе
респектабельной Вены и именуемая Домом Хундертвассера, немало покоробила
достопочтенную европейскую публику. Далеко не все жители аристократичной
австрийской столицы пришли в восторг, увидев эту "сказку” в готовом виде.
Главного идеолога обвиняли в том, что коль уж соорудить это жилище гномов ему
было позволено, то он, войдя во вкус, будет всячески стремиться к тому, чтобы
порушить старую имперскую архитектуру, извести на корню знаменитый стиль
бидермайер. Впрочем, немало было и тех, кто, глядя на этот "пряничный” дом,
блаженно улыбался, вспоминая сказки, прочитанные в детстве, и втайне мечтал
стать счастливым обладателем одной из имеющихся в нем 52 квартир. А сделать это,
кстати, и было, и есть совсем не легко - задолго до конца строительства
"содержимое” этого муниципального жилья было распродано вчистую, причем за
немалые деньги.
Выше: Детский сад во Франкфурте. Проект Фридриха Хундертвассера.
Хундертвассер хотел построить идеальный дом, где люди чувствовали бы себя
уютно и были счастливы. Для строительства использовались исключительно кирпич и
дерево. Фасад Дома на Левенгассе не только имеет необычное цветовое решение, но
и выполнен с тем расчетом, чтобы ни дожди, ни ветры в течение долгого времени не
смогли оказать на него губительного воздействия. Хундертвассер настоял на том,
чтобы цветная штукатурка была не только изготовлена вручную, но и наложена точно
таким же образом. В продолжение излюбленной темы (прямая линия "безбожна”!) все
выложенные плитками полы в доме он сделал неровными, чем-то напоминающими лесные
дорожки и горные тропы. А неровно отштукатуренные и грубо покрашенные стены
похожи на занавески и даже напоминают морские волны. Все углы - подоконники,
дверные косяки, оконные проемы - закруглены.
После Дома в 1988-м последовала перестройка ставшего знаменитым на весь мир
венского мусоросжигательного завода Спиттелау, который Хундертвассер также
превратил в сказку - хоть и совсем в другую, но тоже добрую и разноцветную.
Выше: Мусоросборочная фабрика в Вене-Шпиттелау. Проект Фридриха
Хундертвассера.
Выше: Туалет в городе Кавакава, Новая Зеландия. Проект Фридриха
Хундертвассера.
Хундертвассеру повезло - ему довелось еще при жизни стать возвеличенным, что,
как известно, с художниками случается нечасто. Была исполнена и его последняя
воля - он нашел свой приют там, где больше всего хотел - в столь любимой им
Новой Зеландии. Смерть настигла его в море, словно напомнив о том, как еще в
ранней молодости он выбрал для себя совершенно новое, особое имя вместо того,
что было дано ему при рождении. Ведь "Хундертвассер” в переводе с немецкого
означает "сто вод”…
Выше: Туалет в городе Кавакава, Новая Зеландия. Проект Фридриха
Хундертвассера.
В 1991-м, и опять же в родной ему Вене, им был закончен Музей современного
искусства (Кунстхаусвьен), снова ставший живым воплощением сказочных мотивов.
Надо отдать должное: Вена при всем своем стремлении к традиционализму не только
признала "блудного сына”, но и сумела по достоинству оценить его талант,
удостоив Хундертвассера Почетной золотой медали города. Не менее благодарной
оказалась и одна из земель Австрии, юго-восточная Штирия, обязанная
Хундертвассеру зданием кирхи и архитектурным комплексом знаменитого водного
курорта Рогнер-Бад-Блюмау. Здесь он получил вторую Почетную медаль. Впрочем, уже
будучи признанным во всем мире, он не гнушался никакой работы, с увлечением
разрабатывая эскизы почтовых марок, телефонных карт, жетонов для казино и даже
флагов для отдельных регионов и государств.
Выше: Зелёная цитадель в Магдебурге. Проект Фридриха Хундертвассера.
Выше: Церковь Св. Барбары в Бернбахе. Проект Фридриха Хундертвассера.
Источник: www.arhinovosti.ru.