Мост-рекордсмен и города-призраки в Китае, общественное пространство
в Нью-Йорке, Риме, Лондоне и Испании, наследие и современность — в
очередном обзоре зарубежной прессы.
Новый мост через залив Цзяочжоувань в длину достиг 42 км: его строительство длилось 4 года и стоило 2,25 млрд. долларов США,
сообщает The Guardian.
Опирающееся на 5 000 опор сооружение сокращает на 20 км путь между
портом Циндао и промышленным районом Хуандао. На сегодняшний день это
самый длинный морской мост в мире. Предыдущий рекорд принадлежал мосту
через залив Ханчжоувань (36 км) между Шанхаем и Нинбо, и следующий тоже
будет китайским: 50-километровый Y-образный мост соединит побережье
провинции Гуандун на юге страны с Гонконгом и Макао. Газета The
Telegraph подготовила в связи со сдачей моста Цзяочжоувань
подборку из самых старых, больших и высоких мостов мира.
Но
не все сооружения в Китае настолько эффектны и функциональны, как эти
мосты. Основную массу «продуктов» строительного бума составляют типовые
жилые районы, офисные парки и даже целые города. Но, несмотря на рост
населения, эти здания не находят своих покупателей и арендаторов,
поэтому многие микрорайоны, пригороды разной степени комфорта и даже
город Ордос во Внутренней Монголии превратились в поселения-призраки.
Эффектный фоторепортаж о них подготовил Business Insider.
Гораздо
более экономным и внимательным к проблемам окружающей среды, чем
девелоперы из КНР, оказался калифорнийский архитектор Дэвид Херц (David
Hertz): для своих заказчиков из Малибу он построил
дом из деталей Боинга-747.
В отличие от большинства подобных сооружений, в лучшем случае
относящихся к кичу, вилла выглядит вполне достойно. По сведениям The
Architect's Newspaper, ее стройматериалы были не только экологичным
вторсырьем, но и выгодным приобретением: списанный самолет стоил 50 000
долларов, и его хватило на саму виллу и на 6 дополнительных построек.
Совсем
не утилитарной задумана программа молодых архитекторов в нью-йоркском
Музее современного искусства (МоМА) и римском музее
MAXXI. Этим летом в Нью-Йорке в 12-й раз двор
филиала МоМА PS1 превращается в пространство для отдыха и развлечений горожан: в этом году там реализован
проект «Holding pattern» бюро Interboro Partners,
состоящий из белого ленточного навеса, мягкой мебели и деревьев в
кадках. В Риме программа реализуется впервые (сам музей, постройка Захи
Хадид, открылся лишь в прошлом году). Внутренний двор превращен в
холмистый сад с ручьем и огромными красными цветами из пластика; авторы
инсталляции Whatami — итальянское бюро stARTT; ее назначение — сцена для
концертов и представлений.
Напоминает временную инсталляцию вполне постоянный проект —
площадь Федерико Гарсия Лорки
в Салобрении, городке на южном побережье Испании. Архитектор Хесус
Торрес (Jesús Torres) расставил «объекты» из непрозрачного белого
стекла, имитирующие свернутые листы бумаги. На них нанесены тексты
стихотворений и рисунки поэта, а внутри каждого из них днем могут играть
дети, вечером — отдыхать молодежь. Проект создан уже в годы кризиса и
потому скромен по бюджету, но цели своей успешно достиг: в центре города
создано пространство отдыха во всех смыслах слова.
Об отдыхе в другом городе, гораздо более шумном и крупном, думал Тадао Андо, работая над
водной инсталляцией
перед входом в лондонский Connaught Hotel. Металлическая поверхность,
покрытая тонким слоем воды, время от времени скрывается в облаке тумана —
это и аллюзия на британский климат, и фрагмент природы в центре
мегаполиса.
Тем временем, в Англии к многочисленным организациям,
сохраняющим памятники архитектуры и истории, добавилась еще одна — фонд
Challenge Fund, созданный Эндрю Ллойдом Вебером. Как
сообщает The Telegraph,
фонд будет поддерживать волонтеров — реставраторов и общественных
активистов, спасающих разрушающиеся британские исторические сооружения.
Совсем
иная схема взаимодействия с наследием становится популярна в Германии:
вместо привычных экскурсий, sightseeing, там предлагают sightrunning —
осмотр достопримечательностей «на бегу», сочетающий информативность с
пользой для здоровья. Немецкий телеканал
n-tv рассказывает,
что в Дюссельдорфе такую услугу предлагают еще с 2009, а в Берлине
существует несколько подобных экскурс-бюро, активно конкурирующих друг с
другом. Не отстают и другие города страны.
Московская достопримечательность привлекла голландского фотографа Ивана Баана (Iwan Baan): для журнала Abitare он сделал
серию снимков Школы менеджмента в Сколково Дэвида Аджайе. Самый эффектный из выбранных им ракурсов — вид с территории соседнего кладбища.